Публикации

ИСТОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ: ДРЕВНИЙ МИР (А. А. Кравченко)

Анастасия Александровна Кравченко,

кандидат исторических наук, доцент Рязанского филиала Московского государственного института культуры, член Ученого Совета института Информационной Медицины МАНЭБ

 

THE HISTORY OF INFORMATION MEDICINE: THE ANCIENT WORLD

Anastasiia A. Kravchenko, Candidate of History, Ryazan branch of Moscow State Institute of Culture.

 

Аннотация

В исследовании представлен сравнительный анализ нового научного направления – Информационной медицины, основанной профессором, академиком, доктором медицинских наук С.С. Коноваловым, - и научных систем древности и античности. На основании сопоставления базовых положений сделан вывод о месте Информационной медицины в дальнейшем развитии науки.

Ключевые слова: история медицины; Информационная медицина; китайская традиционная медицина; Аюрведа; античная медицина; Гиппократ; Платон; Гален.

Summary

The present research shows a comparative analysis of a new scientific trend, that is Information medicine founded by professor and academic S.S. Konovalov, MD, and scientific systems of the ancient times. The comparison of basic principles draws to a conclusion about the place of Information medicine in the subsequent development of science.

Keywords: history of medicine; Information medicine; Chinese traditional medicine; Ayurveda; ancient medicine; Hippocrates; Plato; Galen.

 

На сегодняшний день Информационная медицина (и ее базовая составляющая – Информационно-Энергетическое Учение) претендует на роль фундаментальной научной концепции, интегрирующей достижения различных наук и подтверждаемой успешной медицинской практикой. Выявляя несостоятельность традиционной научной парадигмы, Информационная медицина предстает новейшим направлением, базовые положения которого идут вразрез со многими устоявшимися представлениями современной науки. Однако являются ли концепции Информационной медицины беспрецедентно новыми или же им можно найти предпосылки в научных системах прошлых эпох? Обратимся к древнейшему периоду развития медицинских знаний, чтобы сравнить их с научной парадигмой современности и понять, какую роль может играть в ней Информационная медицина.

Процесс накопления врачебных знаний начался уже на заре человеческой истории. По мере становления цивилизации и развития письменности эти сведения собирались и фиксировались. Наиболее полно эти знания были обобщены, оформившись в стройные философско-медицинские системы, в двух цивилизациях Древнего Востока – Индии и Китае.

Важной характеристикой традиционной восточной медицины (в том числе китайской) является неразрывная связь практических, прикладных знаний с философскими концепциями, осмыслением мира и человека в нем. Одной из основополагающих и наиболее специфичных категорий китайской философии, выражающей идею континуальной, динамичной, пространственно-временной, духовно-материальной и витально-энергетической субстанции стало понятие ци. Общепризнанным является представление о ци как о бескачественном первовеществе, из которого состояла Вселенная в исходной фазе своего развития. В трактате «Хуайнань-цзы» (II в. до н.э.) ци рассматривается в космологическом и антропологическом плане как «то, что наполняет все сущее» [См.: Кобзев А.И., 2006, с. 549-551].

Сходные представления имеются в Информационной медицине, где с понятием духовно-материального первовещества можно отождествить термин Первичный вакуум (в терминологии Информационно-Энергетического Учения – Мир Девственного Духа): «Мир Девственного Духа … наполнен чистой Энергией, то есть Энергией, которая лишена любой информации … Мир Девственного Духа содержит в себе выделенную из Абсолюта всю Его Силу, способную, как плодородная почва, как вода в океане, рождать жизнь. Мир Девственного Духа равномерно пронизывает все пространство Бесконечности, выделяемой Творцом для реализации Плана Творения…» [Коновалов С.С., 2014, с. 41]. 

В то же время ци в значении «жизненная сила», «жизненная энергия» в Информационной медицине можно отождествить с Информационными полями (в терминологии Информационно-Энергетического Учения – Энергией Сотворения): «Энергия Сотворения – это Живая Энергия Вселенной, в составе которой весь живой Мир и, в частности, нашей Планеты. Энергия Сотворения создает условия для возникновения жизни и поддерживает саму жизнь [там же, с. 54].

Исходя из указанных представлений о мироздании, главный принцип, положенный в основу китайской медицины, - это свободная циркуляция жизненной энергии ци по энергетическим каналам (меридианам) организма человека. Соответственно, под здоровьем понимается беспрепятственное прохождение ци по меридианам, обеспечивающее нормальную жизнедеятельность и здоровье организма [У Вэй Синь, 2002, с. 9].

В последующие века философская база китайской медицины была расширена и обогащена. На основе учения даосизма сложилось понимание единого целого, охватывающего всю Вселенную и человека. В этой единой системе все взаимосвязано и взаимозависимо, все части макрокосмоса (Вселенной) и микрокосмоса (человека) имеют общую функциональную структуру. Человек является составной частью окружающей природы и находится с ней в постоянных и тесных взаимных отношениях. Таким образом, традиционная китайская медицина изучает и учитывает изменения только целостного организма. Важную роль в этом играет такая философская категория китайской медицины, как шэнь – духовное начало, включающее сознание, мышление, душевное состояние, психическую активность, а также состояние функций внутренних органов, крови и т. д. [там же, с. 39]. Шэнь имеет огромное значение в диагностике, позволяя китайскому врачу лечить человека как единое целое, не разделяя его на органы или системы, не различая его телесные или душевные страдания.

Целостность подхода китайской медицины проявляется в стремлении воздействовать на организм человека наиболее комплексным способом, учитывая как можно большее количество связей. Лечение строится так, чтобы воздействие шло на многих уровнях: биохимическом, клеточном, тканевом, органном, организменном, душевном (психологическом) [там же, с. 339].

Таким образом, уже в традиционной китайской медицине, зародившейся более 4,5 тысяч лет назад, явно прослеживаются концепции, сходные с базовыми положениями Информационной медицины. Это представления об информационно-энергетической сущности человека и жизненной энергии (Информационных полях) как основе жизнедеятельности живого организма; это также понимание человека как сложной многоуровневой и при этом цельной системы, все элементы которой находятся в единстве друг с другом и одновременно в тесной взаимосвязи с окружающей средой, природой и Вселенной, повторяя ее состав и устройство. Исходя из этого делается вывод о единстве болезни в организме человека, а следовательно, о необходимости целостного подхода в ее лечении путем комплексного многоуровневого воздействия.

Не менее древние традиции, чем в Китае, имеет медицина в Индии. Ее важнейшим направлением, зародившимся около 5 тысяч лет назад и существующим по сей день, является Аюрведа (в переводе с санскрита – «учение о долгой жизни»), формировавшаяся в течение многих веков путем наблюдений, экспериментов и обсуждений. Медицинские знания, накапливаясь, поначалу фиксировались в устной традиции, а в последующем оформились в письменных трудах [См.: Суботялов М.А., 2014, с. 15-18].

Традиционная аюрведическая медицина имеет мощный философский базис, связанный со всеми известными школами Древней Индии. Одним из ключевых понятий в индийской философии является прана, соответствующее понятию ци в китайской философии и медицине [У Вэй Синь, 2002, с. 33]. Прана обычно характеризуется как совокупность всех энергетических потоков Вселенной. Понятие это необычайно широко. В зависимости от написания ему придается разное значение: Прана – это универсальная энергия, а прана – конкретные проявления универсальной энергии, с которыми взаимодействует человеческая сущность. Согласно учениям индийской философии, Вселенная возникла в результате взаимодействия Праны и Акаши (характеризуемой как эфир, источник первичной материи).

Из положения о единстве Праны и ее проявлений во Вселенной следует представление о количественном и качественном сходстве между Вселенной (Макрокосмом) и человеком (микрокосмом). Способность человека сохранять внутреннее равновесие в согласии с внутренней и внешней окружающей средой есть гарантия его здоровья. В Аюрведе представлена своя концепция причин болезней и их излечения: «Если человек правильно питается и ведет себя, не привязан к чувственным наслаждениям, щедр, видит единую духовную природу всех живых существ, правдив, способен прощать, предан духовным учителям и святым, он освободится от всех страданий. Наделенный добродетельным разумом, речью и благими поступками, смиренным умонастроением, чистым пониманием, духовным знанием, покаянием и духовной практикой человек никогда не падет жертвой болезней» [Цит. по: Бергер Е.Е., 2012, с. 30]. Соответственно, аюрведическая система ориентирована на устранение первопричины заболевания посредством воздействия на нее одновременно на физическом (телесном), ментальном (умственном), психическом и социальном уровне.

Информационная медицина, основываясь на информационно-энергетической природе человека и так же отводя важную роль в сохранении здоровья внутреннему равновесию, имеет сходные представления: «Здоровый организм – это единый здоровый биологический ритм и энергетическое дыхание его клеток» [Коновалов С.С., 2014, с. 209]. «…человеку … требуется умение сохранить то, что зависит от него, - …чистоту информационного поля за счет чистых устремлений, разумных мыслей и желаний, за счет умения жить в гармонии с самим собой и окружающим миром» [там же, с. 198].

Согласно положениям Аюрведы, человеческий организм может самостоятельно предотвратить заболевание или самоизлечиться. В связи с этим внимание должно быть сосредоточено на сохранении внутренней силы. Акцентируется активная роль пациента в лечении: «Врач, лекарство, помощник врача и пациент – это те четыре столпа лечения, совершенные качества которых избавят больного от болезни» [Цит. по: Бергер Е.Е., 2012, с. 23]. Таким образом, здоровье по сути есть то, что человек обеспечивает себе сам.

В современной Информационной медицине можно найти много общего с базовыми положениями Аюрведы. Это опора на философское учение о строении и возникновении вселенной и понятие Праны, с которым в Информационной медицине можно сопоставить Первичный вакуум (Мир Девственного Духа). Это и положение о единстве и взаимосвязи человека и Вселенной, а следовательно, зависимости здоровья человека от умения сохранять внутреннее равновесие во взаимодействии со всеми аспектами окружающей среды. Важным сходством является рассмотрение человека как единой целостной системы, а здоровья – как результата его образа мыслей, желаний, поведения. Наконец, это отведение человеку активной роли в сохранении и восстановлении собственного здоровья, а также признание неограниченных возможностей организма в предотвращении заболевания и самоизлечении.

Система знаний, впоследствии легшая в основу всей западной научной традиции, сформировалась в Древней Греции. Было известно большое количество рецептов от различных болезней и правила исследования больного. В VII в. до н.э. появляется культ бога-целителя Асклепия и его храмы, носившие лечебно-санаторный характер, - асклепейоны. Однако эпохой подлинного расцвета древнегреческой культуры стал так называемый классический период (V в. до н.э.). Характерная тенденция к систематизации знаний привела к созданию теорий здоровья и болезни, а впоследствии и к зарождению самостоятельных медицинских направлений. К этому времени в Греции сложились передовые врачебные школы, из которых самыми крупными и влиятельными были две: книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии) и косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря). Первая продолжала традиции вавилонских и египетских врачей, выделяя комплексы болезненных симптомов и описывая их как отдельные болезни. Вторая в противоположность ей отказывалась от систематизации болезней и, фактически, от постановки диагноза. Значение придавалось общему состоянию больного. Следуя натурфилософским воззрениям, врачи косской школы рассматривали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме природные целительные силы (physis). Первые сведения о косской школе относятся к VI в. до н.э., однако ее подлинный расцвет связан с именем самого выдающегося представителя – Гиппократа.

Достоверные сведения о жизни Гиппократа (V–IV вв. до н.э.) весьма ограничены, так как его первые биографии стали составляться лишь спустя несколько веков после его смерти. Он происходил из старинного косского рода асклепиадов и медицинскую деятельность начал в совсем юные годы. После многих десятков лет практической работы он изложил свои взгляды, принципы, наблюдения в ряде трактатов, попавших позже в так называемый «Гиппократов сборник». В него вошли произведения как самого Гиппократа, так и его учеников; так же сюда входит широкий круг сочинений авторов косской школы, как предшествующих великому врачу, так и его современников и последователей.

Во всех сочинениях Гиппократа последовательно прослеживается принцип косской школы: целостное рассмотрение человека. Следует лечить не болезнь, а больного. Врач должен наблюдать и принимать во внимание все то, что можно подметить у пациента, а также всю совокупность внешних факторов, влияющих на него [См.: Гиппократ, 1994, с. 396]. Несомненно, Гиппократ придерживался концепции здоровья, сформулированной в «Наставлениях» – трактате, составленном авторами косской школы и вошедшем в «Гиппократов сборник»: «Ведь хорошее состояние человека есть некоторая природа его, вызывающая естественным путем движение не чуждое, но приводящее в гармонию при посредстве дыхания, теплоты и сварения соков, всякой вообще диеты и прочих всех условий, если только не будет какого-либо недостатка от рождения или от самого начала. Если же этот последний будет и будет невелик, то все-таки должно попытаться возвратить его к первоначальной природе, даже если оно существует продолжительное время» [Гиппократ, 1994, с. 123].

Сам Гиппократ в деле сохранения и восстановления здоровья важную роль отводил не только деятельности врача, но и активности самого пациента: «…не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности» [Гиппократ, 1994, с. 695].

Еще до Гиппократа в греческой медицине (преимущественно в косской школе) обращал на себя внимание широкий гуманистический подход, использование методов философии в распознавании болезни и терапии. Так, в трактате «О благоприличном поведении», вошедшем в «Гиппократов сборник» и написанном, по всей видимости, кем-то из предшественников Гиппократа, говорится: «…должно … перенести мудрость в медицину, медицину в мудрость. Ведь врач-философ равен богу. Да и немного в самом деле различия между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это есть и в медицине» [Гиппократ, 1994, с. 111-112]. Гиппократ не только усвоил эти распространенные в его время взгляды, но и, основываясь на богатейшем опыте собственной врачебной практики, фактически создал свою стройную научно-философскую систему. Эта система была не только пангуманистической, охватывающей всего человека, весь его организм, но и панкосмической, вовлекающей в распознавание и лечение весь мир, со всеми явлениями природы и событиями в ней.

Именно этот диалектический подход и широта приложения взглядов, основанная на многолетнем практическом опыте, сохранили актуальность учения Гиппократа вплоть до наших дней. По оценке В.П. Карпова, «медицина кроет в себе внутренние противоречия, к которым она периодически возвращается в своем диалектическом развитии, каждый раз обогащаясь новым содержанием. Это, с одной стороны, стремление создать рациональные основы врачевания, основанные на определенных теоретических предпосылках и неизбежно связанные с экспериментированием над больными объектами; с другой – практическая медицина с детальным клиническим изучением больного и осторожным применением испытанных – иногда веками – врачебных средств и врачебного режима. Это – борьба теории и эмпирии, медицины как науки и медицина как искусства. И каждый раз, как научное теоретизирование брало верх и больные испытывали после преувеличенных надежд соответственные разочарования, медицинская мысль возвращалась к более спокойному и верному пути, указанному издавна Гиппократом» [Гиппократ, 1994, с. 75].

В этой связи тем более уместно соотнести с учением Гиппократа, проверенным временем, положения Информационной медицины. Как видим, здесь наблюдается принципиальное сходство в понимании природы здоровья и болезни, роли врача и больного в восстановлении и поддержании здоровья. И в том, и в другом случае краеугольным камнем является целостное вѝдение человека; восприятие человеческого организма как сложной системы, в которой не только все между собой взаимосвязано, но которая находится во взаимозависимости со всем комплексом внешних факторов – от социальных до космических. Соответственно, лечение отдельно взятых диагнозов не может быть эффективным. Терапия характеризуется системным и комплексным подходом.

Кроме того, учение доктора Коновалова так же представляет интерес не только для медицинской науки. Его положения потенциально являются богатой базой для развития сфер философии, физики, математики, биологии, генетики, педагогики, информационных систем и т.д. Как отмечает В.В. Безуглов, «Учение С.С. Коновалова – это не частное знание о том, как справиться с болезнями человека, а новая мировоззренческая концепция, призванная создать единый базис для всех как естественных, так и гуманитарных наук» [Безуглов В.В., 2015].

Интересно и то, что указанные концепции доктора Коновалова развились из эмпирии: наблюдений, экспериментов, опыта взаимодействия с Информационными полями, сотен тысяч примеров реального выздоровления людей [См.: Коновалов С.С., 2002; он же, 2015 (2)]. Лишь после многолетней практики выводы доктора оформились в единую мировоззренческую систему – Информационно-Энергетическое Учение, - а позднее и в более обобщающую научно-философскую парадигму – Информационную медицину. То, что базой для такой парадигмы является именно медицинская наука, не представляется удивительным в свете учения Гиппократа.

Принципы мышления, характерные для греческого врача, мы находим также у его младших современников, великих философов того времени: Платона и Аристотеля. У Аристотеля это вполне понятно: он был естествоиспытателем и потому быстро воспринял учение великого врача. Однако его влияние на медицину двойственно: с одной стороны, он был блестящим наблюдателем, систематически мыслившим исследователем одушевленного мира. С другой стороны, он перенес на человека все то, что нашел при анатомических исследованиях животных, а позднейшие естествоиспытатели и врачи сохраняли эти представления.

Платона же в учении Гиппократа привлекла в первую очередь именно философско-диалектическая составляющая. Он следовал тому положению Гиппократа, согласно которому врач (а шире – любой мыслитель), если он хочет понять природу человека, его тело и душу, должен исходить из понимания природы как целого, макрокосмоса (то есть неба и звезд) и микрокосмоса (человека). Развитие этих идей мы находим в одном из самых зрелых и глубоких произведений Платона, дающем наиболее полное представление о его философской системе, - диалоге «Тимей», излагающем концепцию устройства мира.

«Тимей» впервые диалектически конструирует весь материальный космос в его соотношении с умом, то есть со всеми теми идеями, которые лежат в глубине вселенной и впервые рассматриваются как принципы мирообразования в целом. Здесь представлена концепция космоса как живого разумного существа, созданного благим демиургом[1] в подражание вечному умопостигаемому образцу [Платон, 2007, с. 512]. Космос, созданный божеством, сам, по Платону, приобретает божественные свойства: «Предоставив космосу все эти преимущества, [демиург] дал ему жизнь блаженного бога» [Платон, 2007, с. 515].

В Информационной медицине эти понятия соотносятся как Абсолют и Божественная (Информационная) Вселенная: «Информационная Вселенная! Мы понимаем, что ОНА есть «продукт» Абсолюта. <…> Она – вне физики. Но она – Информационная Вселенная – создает и поддерживает все элементы материи, то есть Физическую Вселенную» [Коновалов С.С., 2015 (1), с. 8].

В диалоге Платон систематически трактует три основных (по его мнению) области бытия: ум, материю и соединение того и другого в одно целое. Это и есть то, что обычно называется платонизмом: «…бог сотворил душу … и вот каким образом: из той сущности, которая неделима и вечно тождественна, и той, которая претерпевает разделение в телах, он создал путем смешения третий, средний вид сущности, причастный природе тождественного и природе иного, и подобным же образом поставил его между тем, что неделимо, и тем, что претерпевает разделение в телах. Затем, взяв эти три [начала], он слил их все в единую идею…» [Платон, 2007, с. 516]. Таким образом, идеальное и материальное трактуются в «Тимее» как чисто абстрактные моменты в той целостности, которой является космос.

Думается, здесь можно провести параллель между понятием «идея» у Платона и понятием «информация» в Информационной медицине. По мнению ряда современных ученых, «в Учении С.С. Коновалова окончательно решен больной вопрос философии о первичности идеального или материального. Первична информация, в которой изначально соединены идеальное и материальное начала. Наивысшую стадию развития они проходят в человеке. Только в единстве духовного и материального может гармонично развиваться человек и только в таком единстве будет гармоничным общество» [Безуглов В.В., 2015].

У Платона космос насквозь пронизан вечными идеями («эйдосами»), рожденными в боге и служащими ему же образцом для творения мира: демиург «пожелал, чтобы все вещи стали как можно более подобны ему самому» [Платон, 2007, с. 511]. И «уже до возникновения времени [космос] являл сходство с тем, что отображал…» [там же, с. 521].

В Информационной медицине такой «образец» может быть отождествлен с «информационной матрицей» вселенной: «Мир АБСОЛЮТА, то есть БОГА, должен был создать в себе и выделить из себя Божественную Вселенную. Именно Она со своими многочисленными Мирами должна была сформировать в себе весь информационный каркас, строму будущей проявленной – Физической – Вселенной и в последующем стать Ее информационной-контролирующей составляющей» [Коновалов С.С., 2014, с. 67].

Подобная концепция мироздания (макрокосма) обуславливает соответствующий взгляд и на человека (микрокосм). У Платона начальным и образующим звеном творения и последующей жизни человека (равно как и макрокосмоса) является душа, причастная «природе тождественного и природе иного» и являющаяся своего рода «эйдосом», «идеальной основой» человека: «…бог сотворил душу первенствующей и старейшей по своему рождению и совершенству, как госпожу и повелительницу тела…» [Платон, 2007, с. 516]. Весьма сходные положения мы находим и в Информационной медицине: «Творение человека начинается с Творения и формирования Души. <…> Вся Вселенная наполнена Единым духом – Духом Девственного Мира Божественной Вселенной, который является источником Души каждого человека» [Коновалов С.С., 2014, с. 160]. И далее: «В начале Творения именно Душа являлась тем центром, который концентрировал и выбирал из окружающего Мира Божественной Вселенной по частицам и крупицам все составляющие информационные планы-матрицы будущего Мира человека, которые в свою очередь притягивали соответствующие частицы и античастицы, кварки и лептоны, атомы и молекулы, с одной стороны, делая их живыми, а с другой – упорядочивая их взаимоотношения друг с другом, выстраивая иерархию организма будущего Физического Мира» [там же, с. 161].

Естественно, вопросы здоровья человека и даже морали понимаются также в космическом плане. Главный залог сохранения здоровья Платон видел в следовании гармоничному устройству и порядку во Вселенной: «…тот, кто, взяв за пример кормилицу и пестунью Вселенной[2] … не дает своему телу оставаться праздным, но без устали упражняет его и так или иначе заставляет расшевелиться, сообразно природе поддерживает равновесие между внутренними и внешними движениями … тот, кто все это делает, не допустит враждебное соединиться с враждебным для порождения в теле раздоров и недугов, но дружественное сочетает с дружественным во имя собственного здоровья» [Платон, 2007, с. 582-583]. При этом здоровье не ограничивается только лишь телесной составляющей. Более того, оно возможно лишь при условии гармоничного, равновесного развития тела и души, о которой человек должен заботиться не меньше, чем о теле: «Между тем если есть движения, обнаруживающие сродство с божественным началом внутри нас, то это мыслительные круговращения Вселенной; им и должен следовать каждый из нас, дабы через усмотрение гармоний и круговоротов мира исправить круговороты в собственной голове, нарушенные уже при рождении, иначе говоря добиться, чтобы созерцающее, как и требует изначальная его природа, стало подобно созерцаемому, и таким образом стяжать ту совершеннейшую жизнь, которую боги предложили нам как цель на эти и будущие времена» [там же, с. 585].

Отметим, что к сходным выводам приходит и С.С. Коновалов, включая в «формулу здоровья» множество факторов различной природы. Сюда входит в том числе разумное сочетание умственной и физической деятельности, здоровый образ мыслей и жизни, состояние Души, отношение к собственному Физическому телу и т.д. [Подробнее см.: Коновалов С.С., 2008, с. 320-330; он же, 2014, с. 207-223]. Как видим, решающая роль – так же, как и у Платона – здесь отводится воле и активности непосредственно самого человека.

Таким образом, платонизм стал последовательным и глубоким философским развитием гиппократовского принципа познания человека в неразрывном единстве со Вселенной (а шире – познание части в единстве с целым). Медицина как наука о человеке стала потенциальной базой для развития широкого круга других наук.

Развитие древнегреческой медицины последующих веков было отмечено как следованием принципам Гиппократа, так и, напротив, отступлениями от его учения. Одним из крупнейших врачей эпохи эллинизма был Эразистрат (IV–III вв. до н.э.). Отклоняя взгляды Гиппократа и всю косскую школу, он хотел построить систему медицины как часть естественных наук [Глязер Г., 2015. Современники и продолжатели Гиппократа].

Эразистрат принимал учение о пневме как о жизненной силе, являющейся носителем энергии в организме. Упоминание этого термина встречается уже у врачей круга Гиппократа (а возможно, и у него самого), где оно является родственным словам «дыхание», «дух», «душа» [См.: Гиппократ, 1994, с. 221-259]. У Эразистрата и других врачей эпохи эллинизма пневма характеризовалась как «жизненный дух» [Мультановский М.П., 1961, с. 56]. Избыток или недостаток пневмы, неправильное или задержанное ее движение считались источником многих болезней. Таким образом, в этом значении пневму можно отождествить с праной/ци восточных медицинских систем как жизненную энергию, правильная циркуляция которой в организме определяет здоровье. При очевидных анатомических и физиологических ошибках, допущенных Эразистратом и его последователями (так, например, Эразистрат считал, что артерии являются каналами движения пневмы), нельзя не отметить, что сам принцип циркуляции энергии в организме как необходимый фактор обеспечения здоровья представлен в ряде как древних, так и современных медицинских систем. Большое значение ему отводится и в Информационной медицине [См.: Коновалов С.С., 2014, с. 232-238].

К началу нашей эры греко-римская медицина фактически представляла собой «медицину школ», основанную на теоретических построениях и догмах каждого направления. Выдающаяся заслуга по радикальному пересмотру и систематизации накопленного медицинского опыта, подведению под медицинскую науку мощной философской базы и, наконец, расширению врачебных знаний за счет собственных глубоких исследований принадлежит римскому врачу греческого происхождения Клавдию Галену (II в.).

Вклад Галена в медицинскую науку базируется на его многолетней врачебной практике и обширных исследованиях в области анатомии и физиологии. Связывая кризис современной ему медицины с низким уровнем общетеоретической подготовки врачей, он стремился создать мощную философско-теоретическую и научно-экспериментальную базу для развития врачебной науки. По сути, он произвел синтез всех положений, учений и данных опыта, накопленных до него в медицине.

Фундаментальной философской основой для Галена стали взгляды Гиппократа, Платона и Аристотеля. Римский врач придерживался платоновских представлений о возникновении мира как творческом акте единого бога-создателя (демиурга). При этом факт разумного творения обосновывался многочисленными наблюдениями и исследованиями ученого: «Кто может быть настолько глуп или столь враждебно настроен по отношению к делам природы, чтобы тотчас же на основании кожи и тех частей, которые прежде всего попадаются на глаза, не понять искусства демиурга?» [Клавдий Гален, 1971, с. 540]. У Аристотеля Гален заимствовал принцип телеологии – конечной целесообразности творения всего живого, необходимый в системе медицинских взглядов: «…для распознавания болезни какой-либо части знание назначений является ничуть не менее важным, чем знание функций. Точно так же обстоит дело и относительно прогноза» [там же, с. 542].

Закономерным продолжением концепции разумного создателя и телеологии у Галена стало учение о душе: «Назначение всех этих частей [тела] находится в зависимости от души. Ведь тело есть орудие души» [там же, с. 55]. Вслед за Гиппократом и Платоном Гален говорил о необходимости рассмотрения человека в единстве его физического состояния, душевных свойств и духовных процессов. Все эти составляющие обуславливают состояние здоровья или болезни и, соответственно, в равной степени должны быть объектом внимания врача. Проявление недостойных страстей и совершение из-за этого нравственных проступков и прегрешений рассматриваются как болезни души: «Разве вы не считаете, что гнев – это болезнь души? Или вы думаете, что мудрецы были неправы, когда говорили о горе, гневе, жажде, страхе и всех страстях как о болезнях души?» [Шок Н.П., 2014, с. 473]. Здесь же предлагаются и способы избавления от этих страстей, то есть лечения души, основанные на нравственном совершенствовании.

Таким образом, по Галену, рассмотрение фактов, имеющих отношение к болезни, не должно ограничиваться только внешними физическими проявлениями. Врач должен стремиться распознать саму сущность болезни, а для этого он нуждается в виртуозном владении не только естественными, но и гуманитарными науками, и в первую очередь – философской этикой. Именно комплексный подход помогает обобщить результаты наблюдений на основе опытных данных и исцелить больного. Как видим, из предшествующего ему полутысячелетнего развития западной философии и медицины Гален заимствовал (а в ряде случаев расширил и дополнил) те основополагающие принципы, которые стали базовыми и в современной Информационной медицине.

Итак, уже в период истории Древнего мира были заложены фундаментальные основы развития медицинской науки. Это касается как западной традиции, так и восточных систем. Важно отметить, что общим для всех этих теорий является рассмотрение человека как целого, микрокосма в его единстве – как внутреннем, так и внешнем – и во взаимосвязи с макрокосмом. В том или ином виде формируется представление о «жизненной энергии» как «душевной силе», являющейся биологическим началом в том числе и для человеческого организма (ци, прана, пневма). Здоровье человека зависит как от циркуляции энергии в организме, так и от его образа жизни, мыслей, поведения, духовных и душевных свойств. Соответственно, лечение должно заключаться в комплексном воздействии на все эти факторы. Важная роль отводится в этом самому человеку (пациенту).

В рассматриваемый период не только традиционные восточные системы, но и западная (античная) цивилизация характеризуются тесной взаимосвязью и взаимовлиянием медицины и философии в своем развитии. Философия обуславливает подход к человеку и его здоровью, медицинская практика в свою очередь влияет на мировоззренческие концепции.

В Информационной медицине все вышеуказанные принципы не просто отражены, но являются основополагающими. Их эффективность на современном этапе подтверждена десятками тысяч примеров выздоровления людей, применяющих Информационно-Энергетическое лечение (в том числе и от традиционно «неизлечимых» заболеваний). Представляется, что новое – современное осмысление этих концепций должно сыграть важную роль как в дальнейшем развитии медицины, так и в становлении научной парадигмы в целом.

 

Библиография

Литература по Информационной медицине

  1. Коновалов, С.С. Книга, которая лечит. Творение Мира / С.С. Коновалов. – СПб : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. – 368 с.
  2. Коновалов, С.С. Книга, которая лечит. Я забираю вашу боль! Энергия Сотворения / С.С. Коновалов, Е.Н. Богатырева. – СПб : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 400 с.
  3. Коновалов, С.С. Медицина, которую мы не знаем : Введение в информационную медицину / С.С. Коновалов. – М. : АСТ, 2014. – 463 с.
  4. Коновалов, С.С. Слово Доктора. О жизни, здоровье и Вселенной / С.С. Коновалов. – М. : АСТ, 2015. – 319 с. (1)
  5. Коновалов, С.С. Я забираю вашу боль! Путь к себе. Информационно-энергетическое Учение. Начальный курс / С.С. Коновалов, Е.Н. Богатырева. – М. : Изд-во АСТ, 2015. – 522 с. (2)

Источники

  1. Бергер, Е.Е. Хрестоматия по истории медицины : Учебное пособие / Е.Е. Бергер, М.С. Туторская / под ред. проф. Д.А. Балалыкина. – М. : Литтерра, 2012. – 624 с.
  2. Гиппократ : Избранные книги / ред., вступ. и примеч. В.П. Карпова / пер. с древнегреч. – М. : «Сварог», 1994. – 736 с.
  3. Клавдий Гален. О назначении частей человеческого тела / под ред. акад. В.Н. Терновского / пер. с древнегреч. – М. : «Медицина», 1971. – 549 с.
  4. Платон. Сочинения в четырех томах / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса / пер. с древнегреч. – СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. – Т.3. Ч.1 – 752 с.

Исследования

  1. Кобзев, А.И. Ци / А.И. Кобзев // Духовная культура Китая : Энциклопедия : в 5 т. / Гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. – М. : Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л. Титаренко, А.И. Кобзев, А.Е. Лукьянов. – 2006. – 727 с. С. 549-551.
  2. Мультановский, М.П. История медицины / М.П. Мультановский. – М. : Медгиз, 1961. – 348 с.
  3. Суботялов, М.А. Традиционная аюрведическая медицина: источники, история и место в современном здравоохранении : автореф. дис. … д-ра мед. наук : 07.00.10 / Суботялов Михаил Альбертович. – М., 2014. – 49 с.
  4. У Вэй Синь. Энциклопедия китайской медицины: Целительные силы природы / У Вэй Синь. – СПб. : Изд. дом «Нева»; М. : «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. – 704 с.
  5. Шок, Н.П. Античная традиция и раннехристианское мировоззрение в теории и практике медицины римской империи I-III веков : дис. … д-ра ист. наук : 07.00.10 / Шок Наталия Петровна. – Томск – М., 2014. – 606 с.

Интернет-ресурсы

  1. Безуглов, В.В. Ученые об Информационно-энергетическом Учении [Электронный ресурс] / В.В. Безуглов  // Погружение в спираль. Информационно-энергетическое Учение доктора С.С. Коновалова. – Режим доступа: http://spiral-ssk.ru/science/ (дата обращения: 15.12.2015).
  2. Глязер, Г. О мышлении в медицине [Электронный ресурс] / Г. Глязер. – Режим доступа: http://bibliotekar.ru/424/index.htm (дата обращения: 31.10.2015).
 

[1] Демиург в древнегреческом языке – мастер, знаток, ремесленник; создатель, творец.

[2] Имеется в виду первичная материя.