Публикации

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У НАСЕЛЕНИЯ НА ЭТАПАХ КОРРЕКЦИИ КЛИНИКО ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ В СПЕЦИФИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ

Я.С. Коновалов, В.С. Лучкевич

Аннотация

В материалах исследования представлены приоритетные направления и критерии медицинской информированности, которые целесообразно учитывать медицинским работникам для осуществления коррекции клинико-функциональных нарушений и дальнейшего формирования здоровьеориентированной деятельности. Установлено, что жители с более высоким уровнем медицинской информированности, наличием знаний, умений и навыков имеют более благоприятные показатели своего здоровья, мотивированности к здоровьесберегающей деятельности и профилактической активности.

Выделены группы риска в зависимости от уровня их медицинской информированности, мотивированности и способности к здоровьесберегающей деятельности и коррекции клинико-функциональных состояний. Определена потребность в приоритетных, специально-ориентированных знаниях, умениях и навыках здоровьеориентированной деятельности, способствующих повышению эффективности медико-оздоровительных мероприятий, коррекции образа жизни, выявленных клинико-функциональных нарушений и заболеваний на этапах оказания медицинской помощи. При этом, формирование здоровьесберегающего потенциала следует рассматривать как динамический процесс, реализуемый при обучении человека методам здоровьеориентированной программы жизни. Эффективность реализации такого процесса можно измерять с использованием количественных (число субъективных оценок удовлетворенности жителей) и качественных интегральных показателей, свидетельствующих об улучшении общего клинического состояния и качества жизни у определенной группы жителей.  Выявленные закономерности свидетельствуют о необходимости совершенствования методов формирования у человека готовности к активизации и реализации здоровьенаправленного потенциала на этапах обучения по созданию и пребыванию в здоровьеориентированной информационной среде по программе д.м.н., профессора С.С. Коновалова. Представлена возрастно-половая и социально-профессиональная характеристика участников медико-оздоровительных семинаров, нуждающихся в коррекции установок на формирование здоровьеориентированной деятельности с использованием методов информационной медицины. При медико-социологическом анализе (анкетирование) определены приоритетные психологические черты характера обучаемых с оценкой их уровня медицинской информированности и мотивированности к соблюдению принципов здорового образа жизни. Полученные данные свидетельствуют о возможностях эффективной реализации программы медико-информационного обучения с улучшением клинико-функциональных состояний. Установлено, что исполнение информационно-здоровьеориентированной программы обеспечило у большинства участников процесса оздоровления положительные уровни коррекции клинико-функциональных нарушений, болезненных состояний и увеличило число ушедших хронических заболеваний (костно-мышечной системы, системы кровообращения, болезней органов пищеварения, органов дыхания и др.). Таким образом, результаты показывают, что использование программы направленного информационно-здоровьеориентированного обучения, способствуют устранению выраженных жалоб, симптомов, клинико-функциональных нарушений, специфических для множества заболеваний. Предложенные методы и программа формирования здоровьесберегающего потенциала для создания и коррекции информационной среды позволяет оптимизировать индивидуально-ориентированный оздоровительный процесс с улучшением показателей здоровья и удовлетворенности качеством жизни пациентов.

Ключевые слова: медицинская информированность, здоровьеориентированная деятельность, информационная медицина, персонализированная здоровьеформирующая программа, здоровьесберегающий потенциал, индивидуально-ориентированный оздоровительный процесс.

В программе Всемирной организации здравоохранения определена современная стратегия пациентоориентированной системы оказания медицинской помощи с формированием здоровьесберегающего поведения (Health promotion) и приобретением соответствующих знаний, умений и навыков по сохранению здоровья. С учетом особенностей выраженности действия факторов риска окружающей среды, условий жизнедеятельности, доступности и качества медицинской помощи в разных странах мира, возникла необходимость разработки новых принципов и методов активизации возможностей человека для улучшения адаптации организма и коррекции клинико-функциональных нарушений.

В последние годы значительно изменились уровни и структура заболеваемости, выявляются новые болезни и остается высоким удельный вес жителей с наличием хронических заболеваний. Поэтому реализация персонифицированного потенциала должна быть направлена на формирование индивидуальных способностей к здоровьесберегающей деятельности на основе получения знаний, умений и навыков от компетентностно-подготовленных медицинских специалистов по проведению коррекции имеющихся у пациентов клинико-функциональных нарушений. Действующие медико-организационные структуры первичной медико-санитарной помощи в большей мере ориентированы на совершенствование системы гигиенического воспитания и пропаганду здорового образа жизни. Поэтому практически целесообразным является подготовка населения к использованию методов и программ повышения уровня медицинской информированности и осознанной мотивированности к здоровьесберегающей деятельности.

С целью определения потребности городских жителей в необходимых видах и способах здоровьеориентированной деятельности были выделены приоритетные направления и критерии медицинской информированности, которые целесообразно учитывать медицинским работникам для осуществления коррекции клинико-функциональных нарушений и дальнейшего формирования здоровьеориентированной деятельности. Анализ субъективных оценок (на основе анкетирования) участников семинаров свидетельствует, что высокий удельный вес (34,6%) городских жителей считают недостаточными свои знания о способах сохранения и укрепления здоровья, не проводят мероприятия по восстановлению своего физического и психологического благополучия даже при периодических проявлениях первых болезненных симптомов и ухудшении клинико-функциональных состояний. Более половины из них нерегулярно выполняют врачебные рекомендации. Только незначительная доля (21,6%) жителей периодически делают физические упражнения, соблюдают режим и качество питания, посещают медицинские организации с профилактической и консультативной целью. При этом наиболее значимыми критериями недостаточного уровня медицинской информированности и здоровьесберегающей компетентности следует считать такие как: наличие знаний о состоянии собственного здоровья и показателях о нормальных клинико-функциональных характеристиках своего здоровья (о норме артериального давления, индекса массы тела, группы крови и др.); наличие и реализация знаний, умений и навыков профилактики факторов риска условий жизнедеятельности, профессиональной деятельности и образа жизни; соблюдение принципов здорового образа жизни; умение оказывать первую доврачебную помощь; соблюдение правил личной гигиены; своевременность формирования на ранних периодах жизнедеятельности медицинской информированности и др.  Жители с более высоким уровнем медицинской информированности, наличием знаний, умений и навыков имеют более благоприятные показатели своего здоровья, мотивированности к здоровьесберегающей деятельности и профилактической активности при посещениях медицинских организаций и выполнении врачебных назначений. Это определило необходимость распределения обследованных жителей по группам риска в зависимости от уровня их медицинской информированности, мотивированности и способности к здоровьесберегающей деятельности и коррекции клинико-функциональных состояний (высокий уровень медицинской информированности (42,9%) – группа благополучия; средний уровень (35,2%) – группа относительного риска; низкий уровень медицинской информированности (21,6%) – группа абсолютного риска). Среди городских жителей группы абсолютного риска по уровню медицинской информированности значительно больший удельный вес выявленных заболеваний системы кровообращения, костно-мышечной системы, болезней органов пищеварения, органов дыхания, заболеваний эндокринной системы и др.

В связи с воздействием видов и выраженности факторов риска на здоровье в различные периоды жизнедеятельности человека (дошкольный, образовательный, профессионально-трудовой, пенсионный) должна быть определена потребность в приоритетных, специально-ориентированных знаниях, умениях и навыках здоровьеориентированной деятельности, способствующих повышению эффективности медико-оздоровительных мероприятий, коррекции образа жизни, выявленных клинико-функциональных нарушений и заболеваний на этапах оказания медицинской помощи. Выявлено, что активная здоровьеориентированная деятельность человека (самоохранное поведение) является одним из приоритетных факторов, влияющих на обеспечение физического, психического и социального благополучия. При реализации лечебных и медико-профилактических программ необходимо не только оказывать качественную медицинскую помощь больному, но и повышать уровень его медицинской информированности, научить его умениям, навыкам и мотивированности к самореализуемой здоровьеориентированной деятельности. Однако в амбулаторно-поликлинических организациях отсутствуют показатели, регламентирующие профилактически-ориентированные рекомендации, предоставляемые медицинскими работниками, и сведения о формировании у пациентов медицинской информированности и способности к здоровьесберегающему поведению. По субъективным оценкам пациентов врачи поликлиники при обследовании пациентов не дают (38,6%) и не предлагают в достаточном объеме профилактические рекомендации (Рис. 1).

Рис. 1 – Структура удовлетворенности пациентов предоставлением врачами медико-оздоровительных рекомендаций при посещении поликлиники, (%), [25]

      Экспертный анализ правильности регистрации в медицинских документах врачами специфических медико-профилактических рекомендаций при различных патологических состояниях свидетельствует об отсутствии необходимого информирования пациентов о факторах риска развития заболеваний, условиях жизнедеятельности и способах мотивированности к приобретению знаний, умений и навыков здоровьеориентированной деятельности (Рис. 2).

Рис. 2 – Виды профилактических рекомендаций пациентам, предоставленные врачами при их обращении в поликлинику по поводу заболеваний (на 100 посещений, в %, [25,26]

Даже на этапе реализации системы диспансеризации в медицинской документации недостаточно представлены сведения о результатах клинико-диагностических и инструментально-лабораторных обследований на выявление у пациентов специфических факторов риска формирования важнейших неинфекционных заболеваний и рекомендованных оздоровительных мероприятиях (Рис. 3). 

Рис. 3 – Частота регистрации врачами поликлиники сведений о наличии факторов риска заболеваний (на 100 посещений), [1, 7, 11]

При этом здоровьесберегающее поведение следует рассматривать как динамический процесс, который формируется на основе алгоритма (на входе: формирование здоровьесберегающего потенциала; измерение количественных и качественных интегральных показателей; на выходе: коррекция выявленных клинико-функциональных нарушений и улучшение показателей здоровья и качества жизни). Такой процессный подход предусматривает формирование способностей и готовности к здоровьесберегающей деятельности человека с его индивидуальной интегральной характеристикой возможностей к коррекции патологических состояний.

Выявленные закономерности свидетельствуют о практической целесообразности применения нового методического направления в системе формирования готовности человека к активному участию при развитии его природных возможностей с оптимизацией здоровьенаправленного потенциала в условиях скорректированной информационной среды. При этом нами были использованы результаты реализации программы формирования здоровьеориентированной информационной среды (по программе профессора С.С. Коновалова), в которой рассматривается информационная медицина как вид персонализированного здоровьеориентированного информирования с приоритетным использованием компетентностно-формирующих здоровьесберегающих методов, направленных на восстановление и поддержание внутренней информационной среды участников семинаров, для коррекции молекулярно-клеточных механизмов человека с улучшением адаптационных возможностей его организма, клинико-функциональных состояний, показателей здоровья, долголетия и качества жизни. При этом приоритетным является наличие научного, медицинского и общественно-популяционного авторитета руководителя и исполнителя программы здоровьеформирующей информационной среды, его личностное коммуникативно-педагогическое  мастерство, способствующие формированию знаний, умений и мотивации к сохранению и укреплению здоровья у слушателей семинаров.

Реализация такой программы с использованием организационно-методического алгоритма формирования здоровьеориентированной информационной среды получила широкое распространение (с проведением оздоровительных семинаров) среди взрослого населения в различных странах, особенно в регионах России (Рис.4).

  

Рис. 4 – Распределение слушателей семинаров, участвующих в реализации здоровьеформирующей программы с использованием методов информационной медицины в различных странах и регионах России, (%), [18, 19]

Методика здоровьеориентированного обучения восстановлению внутренней информационной среды по программе профессора С.С. Коновалова была востребована преимущественно жителями старше 50 лет (Рис. 5), особенно в возрастной группе 60-69 лет (28,0%).

Рис. 5 – Сравнительные показатели удельного веса слушателей семинаров, участвующих в реализации здоровьеформирующей программы с использованием методов информационной медицины с учетом их возрастных групп, (%), [18, 19]

Исследование свидетельствует о том, что среди пациентов (женщины – 70,0%; мужчины – 30,0%), нуждающихся в коррекции и лечении своих хронических форм заболеваний, была значительная группа детей, подростков и молодых людей до 39 лет (14,0%), а среди взрослых жителей, которые продолжали посещать оздоровительно-ориентированные семинары выявлен высокий удельный вес лиц старше 70 лет (27,0%).

При распределении лиц по профессиональному признаку отмечено, что основной частью людей, которые посещали семинары (Рис. 6) являются жители с высшим образованием (служащие – 37,0%; инженеры – 30,0%; педагоги – 15,0% и врачи – 5,0%).

Рис. 6 – Удельный вес слушателей различных профессиональных групп, участвующих в семинарах при реализации здоровьеформирующей программы с использованием методов информационной медицины (%), [18, 19]

Комплексная программа формирования здоровьеориентированной информационной среды и компетентностно-образовательного процесса предусматривает необходимость наличия у обучаемых слушателей сформированной мотивированности к соблюдению принципов здорового образа жизни. Поэтому нами были определены приоритетные черты характера личности и психологические установки, способствующие мотивированности к выполнению необходимых требований в условиях специализированного воздействия информационной среды, обеспечивающих большую вероятность улучшения показателей здоровья и качества жизни (Табл. 1). Среди них определены такие черты характера как готовность к сотрудничеству (мотивированность); эмоциональная стабильность; выдержанность, ответственность и осознанность при принятии решения; смелость и решительность; сильный и волевой характер; самостоятельность и чувство самоконтроля; самоуважение и сила духа; развитое мышление; эмоциональность, самоуверенность и исполнительность при достижении цели и др.

Табл. 1 - Приоритетные черты характера и морально-психологические характеристики слушателей семинаров, желающих получить максимальный эффект при коррекции с использованием методов информационной медицины [9]

Приоритетные психологические характеристики слушателей семинаров

  • повышенная мотивированность и готовность к сотрудничеству;
  • эмоциональная стабильность, уверенность в действиях в сложных ситуациях;
  • выдержанность, ответственность, обязательность и готовность к действию;
  • осознанность при принятии решений и целеустремленность;
  • смелость и решительность на этапах исполнения задач;
  • сильный и волевой характер, склонность к участию в эксперименте;
  • самостоятельность и чувство контроля при принятии решения и действиях;
  • самоуважение и сила духа с верой в свои силы и способности;
  • развитое мышление, аналитические способности;
  • эмоциональность с чувством жизнерадостности и позитивного настроя;
  • самоуверенность с чувством уважения к себе и желание быть лучшим;
  • исполнительность и старательность при выполнении рекомендаций и поставленных задач и др.
 

Проведенный медико-социологический анализ (методом анкетирования) свидетельствует о достаточно высоких показателях эффективности реализации здоровьеформирующей программы с использованием методов информационной медицины по устранению клинико-функциональных нарушений (Рис. 7).

Рис. 7 – Удельный вес слушателей семинаров, участвующих в реализации здоровьеформирующей программы с использованием методов информационной медицины, с улучшением клинико-функциональных состояний, (%), [18, 19]

При этом установлено, что проведенная коррекция с использованием методов информационной медицины у большинства участников семинаров статистически отмечаются: исчезновение головной боли (81,0%), устранение бессонницы и нарушения сна (78,0%), полной ликвидации боли в суставах (73,0%) и болезненных проявлений в позвоночнике (70,0%).

Результаты контрольных клинико-диагностических исследований и субъективные оценки доказательно свидетельствуют о высоком удельном весе обучаемых слушателей, отметивших улучшение показателей здоровья и устранение симптомов и заболеваний (зарегистрированных ранее в медицинской документации). При контрольных диагностических обследованиях (с последующим клинико-статистическим анализом данных из первичной документации медицинских организаций), выполненных после применения методов информационной медицины, отмечен прогресс в устранении специфических клинико-функциональных симптомов, характерных для заболеваний костно-мышечной системы (54,0%), системы кровообращения (54,0%) и болезней органов пищеварения (59,0%), что свидетельствует об эффективности реализации программ компетентностно-образовательного процесса при активном пребывании слушателей семинаров в сформированной здоровьеориентированной информационной среде (Рис. 8).

Рис. 8 – Удельный вес слушателей семинаров, участвующих в реализации здоровьеформирующей программы с использованием методов информационной медицины, у которых отмечен уход специфических клинико-функциональных симптомов при хронических заболеваниях, (%), [18, 19]

При наличии различных заболеваний системы кровообращения и клинико-функциональных нарушений (достоверно установленных ранее) после коррекции на семинарах с применением системы информационной медицины отмечено оздоровление лиц с наличием аритмии сердца (52,0%), варикозного расширения вен (57,0%), расстройства вегетативной нервной системы (59,0%), гипертонической болезни (52,0%), пороков клапанов сердца (38,0%). Уменьшена выраженность клинических симптомов при этих заболеваниях (Рис. 9).

Рис. 9 – Удельный вес слушателей семинаров, участвующих в реализации здоровьеформирующей программы с использованием методов информационной медицины, у которых отмечен уход клинических симптомов болезней системы кровообращения (%), [18, 19]

При болезнях органов пищеварения отмечена эффективность коррекции (рисунок 10) и отсутствие специфических клинико-функциональных нарушений и выраженности болезненных симптомов, диагностированных ранее в медицинских организациях, при диагнозе гастрит (56,0%), холецистит (59,0%), язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки (94,0%) и атония кишечника (86,0%).

Рис. 10 – Удельный вес слушателей семинаров, участвующих в реализации здоровьеформирующей программы с использованием методов информационной медицины, у которых отмечен уход клинических симптомов, специфических для болезней органов пищеварения (%), [18, 19]

Высокий уровень эффективности реализации здоровьеформирующей программы с использованием методов информационной медицины установлен при заболеваниях костно-мышечной системы, особенно при установленных ранее (в медицинских организациях) диагнозах (артрозы – 62,0%; артриты – 57,0%; остеохондрозы – 54,0%; грыжа межпозвонкового диска – 44,0%) с наличием специфических для данных заболеваний симптомов и болезненных состояний (Рис. 11).

Рис. 11 – Удельный вес слушателей семинаров, участвующих в реализации здоровьеформирующей программы с использованием методов информационной медицины, у которых отмечен уход клинических симптомов, специфических для заболеваний костно-мышечной системы, (%), [18, 19]

Результаты медико-социологического анализа субъективных оценок (по данным анкетирования), проведенных среди слушателей семинаров, участвующих в реализации здоровьеформирующей программы с использованием методов информационной медицины с формированием здоровьеориентированной информационной среды, показывают, что наибольший удельный вес лиц (51,0%) отметили значительные улучшения (устранение от 50,0% до 79,0%) всех выраженных жалоб, симптомов, клинико-функциональных нарушений, специфических для установленного заболевания (Табл. 2). Значительная часть посетивших семинары слушателей (39,0%) отметили определенное улучшение (устранение от 10,0% до 49,0%) клинических симптомов, функциональных нарушений и диагнозов. При этом только часть (8,0%) слушателей отметили устранение главной проблемы и практическое выздоровление (устранено от 80,0% до 94,0% болезненных проявлений, симптомов и клинико-функциональных нарушений), у 1,0% обследованных наступило полное выздоровление и только у 1,0% обучаемых после проведенной коррекции отмечено незначительное улучшение клинического и психологического состояния. При проведении заочно-дистанционного обучения (по публикациям трудов Информационной медицины) с использованием системы обучения формированию информационно-здоровьеориентированной среды, показатели эффективности оказались значительно меньше в группе, отметившей явные улучшения (32,0%), и лишь немногим меньше в группе с определенным улучшением здоровья (34,0%).

Табл. 2 – Распределение слушателей семинаров с учетом их субъективных оценок эффективности реализации здоровьеформирующей программы с использованием методов информационной медицины, (%) [18, 19]

Показатели субъективных оценок удовлетворенности эффективностью коррекции

Степень решения проблемы (устранение жалоб, симптомов и клинических нарушений)

Удельный вес  слушателей

(%)

Полное или почти полное оздоровление

более 95,0%

1,0

Устранение главной проблемы при заболевании

от 80,0% до 94,0%

8,0

Наличие явного улучшения

от 50,0% до79,0%

51,0

Наличие определенных улучшений

от 10,0% до 49,0%

39,0

Незначительное улучшение

до 10,0%

1,0

Отсутствие улучшений

-

-

Итого:

 

100,0

Таким образом, реализуемая программа и алгоритм формирования здоровьесберегающего потенциала в условиях скорректированной  информационной среды позволяет значительно улучшить индивидуально-ориентированный оздоровительный процесс с прогрессивным изменением показателей здоровья и качества жизни людей (Рис. 12).

Медико-функциональные возможности человека

Человек с определенным здоровьесберегающим потенциалом

Факторы риска жизнеобеспечения

Оптимальные показатели здоровья

Благоприятные показатели качества жизни

Формирование условий воздействия информационной среды

Формирование и коррекция информационного поля

Изменение молекулярно-клеточных механизмов

Формирование здоровьесберегающего поведения

                                                                                                                                   

Рис. 12 – Организационно-функциональная модель и алгоритм влияния здоровьесберегающего поведения на процесс формирования информационной среды, способствующей улучшению показателей здоровья и качества жизни человека (дополненный и переработанный вариант [13])

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Авдеева, М.В. Медицинская информированность и удовлетворенность жителей Санкт-Петербурга медицинской помощью профилактического профиля / М.В. Авдеева, Ю.В. Лобзин, В.С. Лучкевич // Общественное здоровье и здравоохранение. – 2014. – №2(51). – С. 14–18.
  2. Безуглов, В.В. Информационная медицина и информационные лекарства – смена парадигмы / В.В. Безуглов, С.С. Коновалов // Экология и развитие общества. – 2019. - №2 (29). – С. 92-97.
  3. Безуглов, В.В. Информационные поля и живые системы / В.В. Безуглов, М.Г. Акимов // Экология и развитие общества. – 2019. - №2 (29). – С. 30-34.
  4. Белова, Н.И. Формирование здорового образа жизни населения в рамках института здравоохранения: состояние, противоречия, проблемы / Н.И. Белова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2013. – № 2. – С. 80–86.
  5. Бойцов, С.А. Профилактика неинфекционных заболеваний в практике участкового терапевта: содержание, проблемы, пути решения и перспективы / С.А. Бойцов, С.В. Вылегжанин // Терапевтический архив. – 2015. – Т. 87, №1. – С. 4–9.
  6. Варламова, С.Н. Здоровый образ жизни – шаг вперед, два назад / С.Н. Варламова, Н.Н. Седова // Социологические исследования. – 2010. – №4. – С. 75–88.
  7. Дефекты оформления медицинской документации как следствие недостаточного медицинского контроля за модификацией факторов риска важнейших неинфекционных заболеваний / А.В. Зелионко, В.С. Лучкевич, И.А. Мишкич, М.В. Авдеева // Профилактическая и клиническая медицина. – 2015. – № 3(56). – С. 24–30.
  8. Доклад ВОЗ о глобальной ситуации по проблемам НИЗ. Анализ глобального бремени неинфекционных болезней, их факторов риска и детерминантов. – Женева : ВОЗ, 2011. – 176 с.
  9. Зайченко, Т.П. Человек в современном социально-информационном мире / Т.П. Зайченко // Экология и развитие общества. – 2019. - №2 (29). – С. 50-58.
  10. Зелионко, А.В. Анализ медицинской информированности населения как критерий эффективности профилактических мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни / А.В. Зелионко // Профилактическая и клиническая медицина. – 2013. – № 1 (46). – С. 13–16.
  11. Зелионко, А.В. Использование компетентностного подхода к оценке медицинской информированности и приверженности городских жителей здоровому образу жизни / А.В. Зелионко, В.С. Лучкевич, М.В. Авдеева // Профилактическая и клиническая медицина. – 2014. – № 4 (53). – С. 42–48.
  12. Зелионко, А.В. Медицинская информированность как ключевая компетенция при формировании здорового образа жизни у городских жителей / А.В. Зелионко // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – № 2(21), Ч. 3. – С. 71–73.
  13. Зелионко, А.В. Совершенствование системы медицинской информированности, здоровьесберегающего поведения и улучшения качества жизни населения : монография / А.В. Зелионко, В.С. Лучкевич, А.А. Горшков. – СПб., 2015. – 151 с.
  14. Использование показателей качества жизни населения как интегрального критерия оценки эффективности медико-профилактических программ / В.С. Лучкевич, Г.Н. Мариничева, И.Л. Самодова, А.М. Шакиров, А.В. Зелионко // Гигиена и санитария. – 2017. - № 4 (96). – С. 319 – 324.
  15. Качество и уровень жизни населения России: региональный аспект. Методы исследования психологических структур и их динамики. Вып. 5: Субъективное качество жизни / под ред. Т.Н. Савченко, Г.М. Головиной. – М. : Институт психологии РАН. (Труды Института психологии РАН), 2010. – С. 29–52.
  16. Ковалева, А.А. Самосохранительное поведение в системе факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья / А.А. Ковалева // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2008. – Т. 11, № 2. – С. 179-191.
  17. Козлова, Л.И. Формирование здорового образа жизни в семье / Л.И. Козлова // Среда социализации и профессионального становления студенческой молодежи в условиях модернизации казахстанского образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Костанай, 2013. – С. 384–388
  18. Коновалов, С.С. Влияние информационных полей на процессы клеточного обновления лимфоцитов / С.С. Коновалов // Экология и развитие общества. – 2019. - №2 (29). – С. 30-34.
  19. Коновалов, С.С. Влияние информационных полей на экспрессию сигнальных молекул в эндометрии / С.С. Коновалов // Экология и развитие общества. – 2019. - №2 (29). – С. 43-50.
  20. Куликова, Н.Г. Качество жизни населения в старших возрастных группах / Н.Г. Куликова // Проблемы соц. гиг., здравоох. и истории медицины. – 2005. – № 1. – С. 12–13.
  21. Лахтин, А.Ю. Формирование здорового образа жизни и современные подходы к его сохранению / А.Ю. Лахтин // Мир науки, культуры, образования. – 2013. – № 2 (39). – С. 56–57.
  22. Лебедева-Несевря, Н.А. Гигиеническое поведение в системе социальных факторов, формирующих здоровье населения / Н.А. Лебедева-Несевря // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного Политехнического университета. – 2012. – №4(160). – С. 93–97.
  23. Ле-ван, Т.Н. Педагогические технологии формирования здорового образа жизни / Т.Н. Ле-ван, Н.Н. Нежкина // Начальная школа. – 2012. – № 10. – С. 1–5.
  24. Лисицын, Ю.П. Здоровый образ жизни. История и современность / Ю.П. Лисицын. – М. : НИИ истории медицины РАМН, 2012. – 136 с.
  25. Лучкевич, В.С. Качество жизни как объект системного исследования и интегральный критерий здоровья и эффективности медико-профилактических и лечебно-реабилитационных программ / В.С. Лучкевич. – СПб., 2011. – 86 с.
  26. Лучкевич, В.С. Формирование медицинской информированности и здоровьесберегающих компетенций как основа оптимизации жизнедеятельности и качества жизни населения / В.С. Лучкевич, А.В. Зелионко, А.М. Шакиров // Изве- 22 стия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2014. – Т. 16, № 5(2). – С. 896–901.
  27. Маджуга, А.Г. Здоровьесозидающая педагогика: теория, методология, опыт, перспективы развития: монография / А.Г. Маджуга, И.А. Синицина. – М. : Логос, 2014. – 508 с.
  28. Оганов, Р.Г. Здоровый образ жизни и здоровье населения России / Р.Г. Оганов // Вестн. РАМН. – 2001. – № 8. – С. 14–17.
  29. Панчук, Н.С. Педагогическое моделирование формирования осознанного отношения к здоровьесберегающей деятельности студентов ВУЗа / Н.С. Панчук // Научн.-теоретич. журнал «Ученые записки». – 2012. – № 1 (83). – С. 127–131.
  30. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 19.08.2009 №597н (ред. от 26.09.2011) «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» // Российская газета. – 2009. – Федеральный выпуск. – №5007.
  31. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации №683н от 30.09.2015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru
  32. Распространенность поведенческих факторов риска сердечнососудистых заболеваний в российской популяции по результатам исследования ЭССЕ-РФ / Ю.А. Баланова, А.В. Концевая, С.А. Шальнова [и др.] // Профилактическая медицина. – 2014. – №5. – С. 42-52.
  33. Садовников, Е.С. Субъект заботы о своем здоровье: механизм развития в здоровом образе жизни / Е.С. Садовников, О.Е. Андрющенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2012. – № 11 (93). – С. 100-104.
  34. Совершенствование региональной системы организационно-профилактической деятельности медицинских организаций по формированию здоровьесберегающего поведения и улучшению качества жизни населения : метод. реком. : согл. Комитетом по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга и городским центром медицинской профилактики / В.С. Лучкевич, А.В. Зелионко, И.А. Мишкич [и др.]. – СПб., 2016. – 21 с.
  35. Скачков, Е.Б. Философия формирования здорового образа жизни в образовательном процессе школы / Е.Б. Скачков // Педагогическое образование и наука. – 2011. – №2. – С. 41–43.
  36. Третьякова, Н.В. Концепция формирования готовности обучающихся образовательных организаций к здоровьеориентированной деятельности [Электронный ресурс] / Н.В. Третьякова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – URL: www.science-education.ru/118-14314.
  37. Федоткина, С.А. Здоровьесберегающее поведение подростков и молодежи как основа здоровья будущих родителей / С.А. Федоткина, А.А. Иванова // Российский педиатрический журнал. – 2012. – № 1. – С.24–28.
  38. Характеристика культуры здоровья личности с позиций системного подхода / О.Л. Трещева, А.Г. Карпеев, О.В. Криживецкая [и др.] // Омский научный вестник. – 2014. – №1(125). – С.154–157.
  39. Юрченко, М.В. Модель развития преемственности формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ-начальная школа»/ М.В. Юрченко //
  40. Образование и наука : из-вест. Урал. отд. Рос. академ. образован. – 2007. – № 4. – С. 105–112.
  41. Яковлева, Т.В. Механизмы формирования единой профилактической среды в Российской Федерации / Т.В. Яковлева, А.А. Иванова, В.Ю. Альбицкий // Российский педиатрический журнал. – 2015. – Т. 18, № 3. – С. 28–31.
  42. ACCF/AHA 2009 performance measures for primary prevention of cardiovascular disease in adults / R.F. Redberg, E.J. Benjamin, V. Bittner [et al.] // J. Am. Coll. Cardiol. – 2009. – № 54. – Р. 1364–1405.
  43. Magnusson, R.S. The role of law and governance reform in the global response to non-communicable diseases [Электронный ресурс] / R.S. Magnusson, D. Patterson // Global. and Health. – 2014. – V.10:44. – URL: http://doi.org/10.1186/1744-8603-10-44.
  44. Maher, D. Priorities for developing countries in the global response to noncommunicable diseases [Электронный ресурс] / D. Maher, N. Ford, N. Unwin // Global. and Health. – 2012. – V.8:14. – URL: http://doi.org/10.1186/1744-8603-8-14.
  45. Mantwill, S. The relationship between health literacy and health disparities: a systematic review [Электронный ресурс] / S. Mantwill, S. Monestel-Umaña, P.J. Schulz // PLoS One. – 2015. – V. 10(12):e0145455. – URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26698310
  46. Primary Health Care: a strategic framework for the prevention and control of chronic non-communicable disease / A.R. Demaio, K.K. Nielsen, B.P. Tersbøl [et al.] // Global Health Action. – 2014. – V.7:24504. – URL: http://dx.doi.org/10.3402/gha.v7.24504.
  47. Quality of life, health status, and health service utilization related to a new measure of health literacy FLIGHT/VIDAS [Электронный ресурс] / R.L. Ownby, A. Acevedo, R.J. Jacobs [et al.] // Patient Educ. and Couns. – 2014. – Vol. 96(3). – P. 404–410. – URL: http://doi.org/10.1016/j.pec.2014.05.005.
  48. Rudd, R.E. The evolving concept of health literacy: New directions for health literacy studies. / R.E Rudd // J. of Commun. in Health Care. – 2015. – Vol. 8, № 1. – P. 7–9.
  49. Towards a comprehensive global approach to prevention and control of NCDs [Электронный ресурс] / M. McKee, A. Haines, S. Ebrahim [et al.] // Global. and Health. – 2014. – 10:74. – URL: http://doi.org/10.1186/s12992-014-0074-8.
  50. Toward core inter-professional health promotion competencies to address the non-communicable diseases and their risk factors through knowledge translation: Curriculum content assessment [Электронный ресурс] / E. Dean, M. Moffat, M. Skinner [et al.] // BMC Public Health. – 2014. – V.14:717. – http://doi.org/10.1186/1471-2458-14-717.

Understanding critical health literacy: a concept analysis [Электронный ресурс] / S. Sykes, J. Wills, G. Rowlands [et al.] // BMC Public Health. – 2013. – V.13:150. – URL: http://doi.org/10.1186/1471-2458-13-15.